Время чтения - 7 мин.
Как сделать учёбу ребёнка радостной и успешной?
Если для нас важны знания детей, их желание учиться, уверенность в себе сейчас и в будущем, то лучшее что мы можем сделать – помочь им сформировать крепкие базовые навыки на старте обучения.
Научить ребёнка учиться – задача непростая. Ну разве человек в здравом уме выберет учебники вместо развлечений? Взрослые люди, благодаря чёткому пониманию причинно-следственных связей и полностью сформированному мозгу, способны на такой подвиг. Но вот детям это вовсе не очевидно…
А сейчас мы быстренько доделываем прописи, и... - делаю многозначительную паузу, - если останется немного времени, то нас ждёт ЭКСПЕРИМЕНТ!

Самое главное во время этих высказываний быть максимально серьёзной. Шутка ли, целый эксперимент на кону! Хотя... Он будет в любом случае, потому что запланирован, потому что для него уже всё готово, потому что на него предусмотрено время.
Но не обязательно же деткам про это знать?

Как они меняются после этих слов! Собрались. Стараются. Кто-то вытащил язык от усердия. Кто-то следит за соседом по парте: "Не вздумай отвлекаться!"


Подкуп? Шантаж? Вовсе нет! Во всей красе она – учебная мотивация!
Человек так устроен, что с удовольствием и старанием будет заниматься только тем, что принесёт ему ощутимую пользу. Ребёнку в 5-6-7 и даже 12 лет сложно ощутить всю пользу образования. Мальчики планируют быть спасателями, а девочки певицами! Какие тут прописи могут быть? Понимание того, что для любой профессии нужно долго усердно учиться и много тренироваться приходит намного позже.
Да, детям сильно проще выполнять учебные задачи ради эксперимента или другого сюрприза, нежели для того, чтобы получить это странное «образование».
Учёба – это труд. И понимание, что каждый труд должен оплачиваться - хороший задел на будущее. Даже редкий взрослый захочет трудится просто так, чего уж говорить о детях.
«Платить за учёбу?! Какая глупость!» - возмущаются родители. Но не стоит понимать всё буквально!
"Три кита"
Все работающие приёмы для мотивации к учёбе я бы разделила на три основных направления:
► мотивация материальная
► мотивация нематериальная
► мотивация эмоциональная
Материальная мотивация:
Из названия многое понятно. Приём «сделай задачу – куплю машинку» работает. Такую мотивацию принято считать непедагогичной и даже вредной, но на мой взгляд дело в подаче.
Уже много лет применяю в работе трекеры. Система крайне проста и работает с 10 из 10 детей: сделал задание, получил печать/наклеечку. Заполнил все ячейки, тяни сюрприз из мешка.
Родители успешно адаптируют приём: заранее выбрали цель (ну всё равно же будем покупать эти бесконечные игрушки и хотелки, так тут хотя бы с пользой), установили количество шагов, нарисовали таблицу и заполняем её день за днём. Трекер заполнен, подарок получен, ставим новую цель.
Тут главное не увлекаться и не перегибать. Все правила получения презента должны быть обговорены заранее и во время заполнения не меняться. Если уж решили, что для получения наклейки ребёнку нужно прочитать 20 страниц и 10 минут писать прописи, до будьте добры не отменять поощрение из-за неубранных игрушек. Вас же на работе не лишат премии если стирка осталась не развешена с вечера?
Нематериальная мотивация:
Принцип работы аналогичен предыдущему типу, только вместо материальной ценности награждаем ребёнка тем, что нельзя пощупать. Это может быть долгожданная поездка в парк аттракционов, поход в кино, совместная велопрогулка, рыбалка и т.д.
И, опять же, всё дело в подаче. Не стоит в качестве мотивации обещать какие-то глобальные запланированные раз в год путешествия. Вы же не оставите сына или дочь одних дома, если к моменту отпуска нужное количество достижений не будет собрано?
В семьях, где учеников двое и больше, отлично работает метод коллективной ответственности. Конечно же здесь, в первую очередь, важно здоровое отношение и уважение к труду друг друга.
Не нужно:
Ну Мишка-то у нас, конечно, лентяй! А вот Машенька постарается и выполнит все задания. Ты уж не подводи сестру, хоть немного потрудись!
лучше:
Каждый из вас внесёт свой вклад в общую поездку! И благодаря вашему общему старанию мы сможем провести отличные выходные на природе, как только трекер будет заполнен!
Эмоциональная мотивация:
Самый простой, доступный и… нужный тип мотивации. То, как ребёнок относится к учёбе, сильно зависит от того, что мы ему говорим.

«Ох, Петька, вот ты и попал! Сейчас как начнут тебя в этой школе напрягать и всё, прощай свободное время!» - говорит с шуткой папа, пока везёт сына из детского сада домой. И маленький Петька (глаза которого ещё час назад горели от восторга, когда он сам (!) смог без единой ошибки решить 10 примеров на сложение и вычитание, которые подготовила для ребят воспитательница Наталья Семёновна) сникает. «Оказывается, учёба – это тяжело? И времени играть не останется? Папа же не будет врать! Ну и не хочу я больше эту вашу математику считать, придумали тоже»

«Бабушка, ты представляешь!» – говорит папа в телефон с улыбкой – «А наш-то всё, уже совсем вырос! Сегодня прочитал мне, что парковка запрещена, а я чуть под знак не встал. Если сейчас уже такой молодец, то когда в школу пойдёт, вообще, ух какой станет! Да конечно, ему учиться легко будет, он же у нас чемпион! Ну а запнётся в чем, поможем всегда, в школе ничего трудного для нас точно нет!»

Банальные примеры, правда? А самое удивительное, что автором этих двух таких разных по смыслу и содержанию фраз, может быть один и тот же папа. Папа любящий, заботливый.
Не стоит забывать, что родитель – главный авторитет в жизни ребёнка, по крайней мере до предподросткового возраста точно. То, что мы им говорим важно!
Исключим из своего лексикона фразы:
- Ой, отстань со своими глупыми задачкам, я устала не до этого сейчас.
- Какую же ерунду в ваших учебниках пишут!
- Мы такое не учили и ничего, выросли не дураками.
И т.д. и т.п…
Вместо них с самого раннего возраста будем говорить ребёнку:
- Ну ты точно справишься с этим заданием! Я в этом даже не сомневаюсь!
- Ого, а мы такое и не учили! Круто, что вы изучаете что-то новое!
- Не бойся ошибаться! Пока ты учишься, любую ошибку можно исправить!
- Смелее, ты сможешь!
Поверьте, эффект от простых слов бывает куда круче, чем от мотивации самыми дорогими подарками. Имею счастье каждый новый учебный год наблюдать, как робкие утята-подготовишки, слышащие из урока в урок как они круты, сообразительны и умны превращаются в смелых прекрасных лебедей!

Учебная мотивация – самая сложная и загадочная вещь в обучении детей. Бывает, она легко появляется, но также легко улетает. Зависит от времени года, дня, фазы Луны и любой мелочи, от каждого неосторожного слова. Нет универсального способа, чтобы замотивировать ребёнка усердно учиться. Все приведённые выше примеры могут работать по одному, но чаще эффективны только в совокупности. Однозначно только одно: желание детей учиться тесно связано с нашим собственным отношением к этому процессу.
Если ребёнок не хочет выполнять какие-то задачи, всё ли для изменения этой ситуации сделали мы, родители? Точно ли мы сами этого хотим?

Made on
Tilda